Таможенное оформление в разных регионах РФ – в чем разница?

Мебельный тур в Китай

Все, кто подумывает о покупке мебели в Китае задают себе вопрос: как и где растаможить товар?

Традиционный маршрут доставки мебели из Китая в РФ таков: сначала по морю до Владивостока (таможенная очистка), доставка по ЖД в конкретный регион в РФ.  Многие мои читатели спрашивают, почему бы, например, не доставляться через порт С:Петербурга или, скажем  Новороссийска, ведь в таком случае, меняется логистическое плечо, и сокращаются издержки на ЖД, а то и вовсе исчезают. Ответ и прост и сложен одновременно.

Таможня таможне рознь

Означает это, что в разных регионах России на разные товарные группы действуют разные ставки пошлин. То есть, одна и та же мебель в одних регионах облагается более высокими ставками налогов, в других менее высокими. Причина в том, что таможня – это еще и инструмент государства по содействию развитию внутреннего производства. В тех регионах РФ, где присутствует мебельное производство и, где местные власти заинтересованы в развитии этого бизнеса, ставки пошлин заградительные, т.е.  высокие. И только, если какой-то конкретный тип продукции в этом регионе или в целом по РФ не производится, то он провозится беспошлинно. Дальний Восток – уникальное место, там более менее работает пищевая промышленность и портовая сфера, саммиты проводятся, студентов учат, а прочего производства там нет, поэтому там и ставки на мебель ниже.  Для сравнения, в Новороссийском порту растаможка мебели выходит на 30-35% дороже, чем во Владивостоке.

Кроме того, на таможне тоже люди работают. Мебельные контейнера – это уж очень хлопотная работа. Обычно в одном контейнере до 200 разных типов товаров. Когда вы подаете заявку на таможенный пост, то инспектору приходится перепроверять соответствие кодов ТН ВЭД – работенка нуторная надо сказать, а перерабатывать чинуши  в нонешной Эрэфии не хотят, особенно таможенники. Помнится, был случай, когда клиенты искренне полагали, что их близкие друзья на таможенном посту в Тюмени помогут им по-лёгкому протащить их контейнер, ан-нет, не тут-то было: завернули их на Владивосток со скоростью света и разговаривать не стали. Потому что, где один такой друг, там и второй, а кому охота перерабатывать. Вот чтобы неповадно было всем остальным, таможенники в разных регионах отказывают даже близким друзьям.  О таких случаях я слышал и в Улан-Удэ, и в Иркутске, и в Москве.

Порты и коммуникации

Российские порты – это отдельная песня. Не нужно полагать, что если вы москвич и доставите свой контейнер до Питера морем, то у вас все тип-топ. А вот и нет, не тип-топ.  Для каждой судоходной линии устанавливаются портовые сборы. Существуют также внутрипортовые тарифы на обработку контейнеров.  Санкт-Петербургский морской порт  славится как раз своими высокими тарифами практически на всё. Доходит до трагикомичного, капитаны судов предпочитают даже пресной водой в Санкт-Петербурге  заправляться, такая она там дорогая. Многие суда не заходят в порт – разгружаются на рейде.  Поэтому, если речь заходит о доставке через Балтийское море, то, как правило, контейнера доставляют на Латвию (г. Рига), там их ставят на контейнеровоз и в режиме таможенного транзита доставляют в какой-нибудь провинциальный подмосковный городок, где налажены контакты с таможенниками.

Важный Нюанс – не все порты обладают одинаково удобным сервисом вывоза контейнеров. Из того же Новороссийска,  только автовывоз. При этом, по словам моего клиента, который пользовался этим маршрутом в 2012 году, дорога не ахти какая хорошая, ну это уже извечная русская проблема.  Владивосток удобен тем, что если в самом городе на Большая очередь ожидания на постановку, то всегда можно поискать более короткую очередь в пригородах Владивостока.

Таможенный сервис – агенты, посредники, помощники

Многие помнят, как Владивосток славился растаможкой подержанных авто из Японии. После того как эту лавочку прикрыли, множество таможенных брокеров потеряло работу. Но благо, в этот период стала развиваться тема поставок мебели для физлиц из Китая. Произошла резка переориентация брокеров с автомобилей на мебель. Поэтому сейчас, если вы везете мебель через Владивосток, то, достаточно легко найти брокеров, которые возьмутся за ваш мебельный контейнер, каким бы насыщенным ни был у вас ассортимент. Рынок брокерских услуг перенасыщен, конкуренты активно демпингуют, поэтому и брокерские вознаграждения во Владивостоке не такие высокие, как в целом по остальным регионам РФ.