Проверки качества: что, как, зачем

Мебельный тур в Китай проверка мебели

Тем, кто не знает, скажу — в Китае нет закона о правах потребителя. Из этого следует уяснить, что гораздо легче добиться хорошего качества, чем отказаться от заказа. Поэтому проверки – это самая нужная часть работы в мебельном туре, но она же и самая сложная, грязная и тяжелая работа: и склады пыльные, и кладовщики не всегда адекватные, — но без проверок в Китае действительно никуда.  Лет 10 назад, когда я первый раз приехал в Китай, мне казалось, что эта страна просто испытывает т.н. болезни роста. Но что тогда, что сейчас – ничего не меняется, поэтому никакие это не болезни роста, а самая что ни на есть китайская специфика. Необходимость контролировать качество – это следствие китайской экономической модели, главное в которой, что никто ни за что не несет ответственности. Конечно, чем известнее марки мебели и выше их стоимость, тем  меньше риски, связанные  с качеством. Но практика показывает, что контроль в мебельных турах должен быть тотальным и обязательным. 

Пройдусь обзорно по наиболее вопиющим случаям и кратко перечислю более мелкие проблемы, которые выявляются на проверках.

Мягкая мебель

Самое распространенное явление – это каркасы, склёпанные из низкосортного дерева. Зная это я прибегаю небольшой хитрости: при размещении заказа на диваны отдельной строкой прописываю возможность осмотреть диван внутри под обивкой, а для этого, прошу сразу не закреплять закрывающую ткань на днище. Такая просьба для большинства продавцов – знак, что их будут серьезно проверять, и тогда они делают нормальные каркасы. Есть и исключения, фирмы, которые изначально ориентируются на западный рынок, делают хорошие чистые каркасы из оструганного толстого бруса.

Брак мебель
Вот что происходит с сырым деревом!

Вопиющий пример брака у диванов был, когда  каркас внутри полностью покрылся черно-зеленой плесенью. Дело было весной, шли местные тропические дожди, видимо, древесина была мокрая и ее использовали без просушки,  ну и фирмёшка была так себе. А почему мы выбрали такую фирму? — потому что клиент максимально экономил и я предложил ему вариант купить диван на рынке, где по бросовым ценам покупают китайцы. В итоге, диван сделали отличный, но с третьей попытки.

Мебель из итая хорошее качество
Это пример мягкой мебели нормального качества.

Ошибки конструкций диванов– это еще одна распространенная проблема. К примеру, требуется угловой диван буквой «П» из  пяти частей, где угловые кушетки выполнены отдельно стоящими. По задумке, этот комплект может разделяться на отдельные части и пользоваться в разных помещениях. Ну так вот, китайцы изготовили диван не из пяти, а из трех частей. При этом у них был чертеж, где прописаны пять элементов. Вопрос — Почему? Ответ — им из трех частей делать быстрее чем из пяти. Ругался я с ними долго и, чтобы сделать диван из пяти частей, пришлось доплачивать. Аргумент смешной и убийственный одновременно — материала больше уходит на диван из  пяти частей.

Что интересно ошибок в цвете диванов или в размерах никогда не было, тут у китайцев с головой всё в порядке.

Корпусная мебель

Сколы углов, торцов и царапины – это основные моменты. Ошибки цвета – редкое явление, но все же бывает. К примеру, заказывали отдельно стоящую полку, с отделкой персиковым шпоном, так вот полки были нужного цвета, а стойки для нее, почему-то, из ясеня.

Трещины – встречаются в основном на мебели из  массива тропических пород  древесины. Тут надо понимать технологию хранения красного дерева и ему подобных.  Тропическая древесина не боится воды и не гниет в ней. Поэтому стволы до распиловки хранят мокрыми, поливальные машины постоянно опрыскивают их водой. После распиловки доски помещают в сушильные камеры, но его немного не досушивают, чтобы оно не дало трещин. Считается, что в момент изготовления мебели оно обретет нужную сухость.   У одного клиента подлокотники дивана были из клееной зинганы. При проверке на одном подлокотнике склейка треснула из-за усушки доски – пришлось менять.

Другой случай с трещинами – это кухонные фасады. Однажды, я поддался на уговоры и мы заказали кухню не в кухонном центре, а на рынке стройматериалов в Гуанчжоу.  Ох и хлебнул я горюшка – проверка шла в три этапа: 1) до лакировки, 2) с лакировкой, 3) в собранном виде.  Дуб, из которого эти бендюжники делали фасад, был сырой. Два этапа с горем пополам, с небольшими переделками мы осилили. На сборке, я обнаружил несколько трещин, за две недели фасады переделали и при последующей проверке я проблем не обнаружил. Однако, они вскрылись позже, у владельца дома, через несколько месяцев после получения. С тех пор я никогда, ни при каких условиях не соглашаюсь размещать заказы у непроверенных поставщиков.

Бой стекла — зеркала и стеклянные двери иногда бьются, примерно 1 раз из двухсот.

Подмена материала – встречается при изготовлении мебели под  заказ. Я отвечал за изготовление кухни из  массива бразильского ореха.  Текстура у него оригинальная, трудно спутать с чем-то другим. При проверке фасадов цвет был коричневый, как и положено, а текстура дерева, как у африканского розового дерева (наиболее дешевая порода из красных). Меня начали уговаривать, что, мол, я не специалист и ничего не понимаю в сортах  и породах древесины. Благо у меня был с собой образец дерева из салона. Мы взяли шлифовальную машину и сняли лак с фасада и с образца. На образце древесина была коричневая, а на фасаде – розовая. Фасады пришлось переделывать сызнова.

Лакировка – сколы по лаку, трещины по лаку, помутнение (снижение прозрачности), белая пелена по лаку, непрокрас, пупырышки  – это все встречается, но  достаточно редко.

Двери

Подмена материала в Китае встречается и при изготовлении дверей.  Вариантов подмены два – вы заказываете двери из цельной доски, а вам делают из клееного массива. И второй вариант, когда вместо одной породы, пытаются подсунуть другую. Это неразрешимая проблема и возникает она, как правило, по вине самого клиента.  При покупке дверей, когда клиент выбивает слишком большую скидку, сразу можно предположить, что будут проблемы. Поэтому, если хочется хорошие двери, стоит потратиться, если хочется дешевле, лучше купить в России. Китайцы просто не станут работать себе в убыток и свою норму прибыли сохранят, а сэкономят на материале.   Ну и по мелочи, бывает так, что двери нормально изготовили, а наличники для откосов из пластика, вместо натурального дерева – это решаемо.

Дефект шпона под лаком
Дефект шпона под лаком

Шпон на дверях с ним бывают разные казусы. Ели он слишком тонкий, то при наложении он может поехать и получаются некрасивые волны. Шпон может быть в следах клея – под лаком это полупрозрачные светлые пятна, которые никак не скрыть. Еще одна особенность шпона – он царапается. Если его царапнуть и залакировать, то царапины будут отчетливо видны – такое у меня было один раз со шпоном черного дерева. Решили проблему полным снятием лака, полировкой поверхности и повторной лакировкой. На качестве не сказалось, а вот нервы потрепали изрядно.

Дефект двери
Пример дефекта дверей, допущен при столярной обработке.

Качество столярной обработки – тут надо сказать, что и маленькая мастерская может делать отменные двери, а большая фабрика порой напортачит так, что хочется рыдать, поэтому список достойных производителей дверей весьма ограничен. На острых углах бывают отслоения волокна.  Чтобы не переделывать дверь целиком их зашлифовывают.  Выглядит это плохо. Проблема решаема, если дефект выявлен до лакировки. После лакировки  изменить это невозможно.

Лакировка и покраска дверей – неровность цвета — это решаемо, но требует больше времени.

Умывальники

При изготовлении под заказ, могут не соблюсти размеры. Вклейка раковин может быть неаккуратной, центровка раковины на столешнице может пострадать, бывает, что прорезь под вклеиваемую раковину слишком маленькая. Все это редкость и можно исправить, но требует времени.

Шторы

Размеры штор – с ними вопрос всегда немного спорный, потому что шторам свойственно вытягиваться через какое-то время. Поэтому разница по высоте в сантиметр – непринцпиальная. Труднее, если ламбрекен пошит не по заявленным размерам, тут приходится перешивать.

Подшивочные ленты и тесьма – они нужны, чтобы сформировать складки и закрепить крючки. Самое распространенное явление, когда прозрачный тюль подшивают, непрозрачной тканевой лентой или тесьмой. Я долго боролся с этим абсурдом среди поставщиков и теперь, когда меня видят, уже знают, что на прозрачных тюлях и сетках нужно использовать прозрачную подшивочную ленту и крючки из прозрачного пластика.

Конструкция штор – не очень часто, но бывают ошибки в конструкции ламбрекенов. Бывает, что на ламбрекенах перепутано направление складок. Направление складок очень важно особенно на т.н. каскадах – это плавное удлинение ламбрекена от центра к краю. Если каскад неправильно пошит, то становится видна оборотная сторона ткани. Сшивка полотен — неточное сведение и кривой шов (очень редко). При эксклюзивных заказах приходится следить буквально за каждым шагом швеи.

Однажды, мы делали австрийскую штору из очень упругого тюля. Этот материал очень плохо ложится в складку, поэтому выверять приходилось всё: размер стежка для нанизывания на подъемную нить,  саму нить в итоге пришлось заменить на леску, из нескольких выбирали лучшую обработка краев. Это трудно,но такая работа стоит того, т.к.  в последующем, клиентам можно предложить нечто большее, чем тот стандартный ассортимент из шоу-рум и при этом, ты сам будешь уверен, что фирма уже знает точно как сделать то, что требуется.

Был случай, когда изготовили полностью не ту штору, благо у меня и у клиента были эскизы и чертежи – все переделали.

Проблемы с шитьём — может не совпасть цвет ниток и ткани, тогда приходится перешивать. Вообще проблема подбора цвета нитей — это ладе не непрофессионализм, а банальная лень швей. Строчки неровные – тоже бывает. Направление рисунка: бывает так, что ширины или длинны рулона не хватает и тогда китайцы мухлюют: разворачивают ткань на 90 градусов.  В целом нет такого вопроса со шторами, который невозможно решить

P.S.

Не все, но какая-то часть описанного случается на каждом интерьерном проекте. Другое дело, что если проблема решаемая, то я лично о ней не сообщаю, а сразу же берусь ее устранять. И только если вопрос действительно требует вмешательства клиента, тогда о такой трудности я ставлю в известность. Т.е. по существу работа мебельного агента не в том, чтобы показать, где и что продается, а в том, чтобы все было поставлено в соответствии с запросом клиента, вот для этого и делаются проверки.